Составит ли дом конкуренцию коворкингам?

апр 07, 2020

Самоизоляция и работа из дома многих заставила задуматься о судьбе коворкингов. Не исключено, что после полутора месяцев самоизоляции, люди привыкнут работать дома и работать результативно, не тратя время на проезд.

Так ли будут актуальны коворкинги после спада эпидемии COVID-19, где нужно платить за рабочее место, ведь многие уже оборудовали и успешно реализовали это у себя дома - бесплатно?

Александр Морозов, генеральный директор S.A. Ricci, рассказывает, что с одной стороны, по окончании режима самоизоляции многие работодатели увидят, что часть сотрудников «на удаленке» просто не нужна, поскольку их деятельность не столь эффективна/необходима/может быть перераспределена - бизнес справится и без них. «С другой стороны, работодатель будет спокойнее относиться к удаленной работе. Поэтому некоторые эффективные и крайне нужные сотрудники смогут продолжить работать в том же режиме. Коворкинги будут еще более актуальны. Многие компании уменьшат свою численность, пересмотрят свои договоры аренды и, например, вместо прежних больших офисов на 2000 тыс. кв. м займут 60-70 рабочих мест в коворкинге. На мой взгляд, после кризиса выиграют именно коворкинги», - размышляет он.

Владимир Дорофеев, исполнительный директор и управляющий партнёр сети коворкингов «Практик» уверен, что после карантина проблемы как раз могут затронуть традиционные бизнес-центры, нежели коворкинг. «Коворкинги – это гибкое офисное пространство и его гибкость, прежде всего, в возможности оперативно сокращать и наращивать штат собственных сотрудников. Чего, увы, не может дать БЦ, где ты арендуешь квадратные метры, а не рабочие места. Второй важной составляющей пост-короновирусного успеха гибких офисных пространств является отсутствие капитальных затрат на оборудование офиса. Даже если абстрагироваться от ремонта помещения (будем считать его делает БЦ) и считать только рабочую мебель, технику, оборудование кухонь и кофеспотов, принт зон, переговорных – это расходы примерно 20000-22000 руб на квадратный метр общей площади офиса. Все эти расходы в гибких офисах и коворкингах лежат на собственниках этих пространств, тогда как в БЦ – это все расходы арендатора. И в условиях нестабильности мировой экономики, когда не знаешь, что завтра тебя ждет (пандемия, рецессия или прочие потрясения) – инвестировать в оборудование и мебель, которые станут ненужными в случае локальных кризисов, точно не имеет смысла. 

Антон Утехин, CEO сети коворкингов Names, уверен, что несмотря на экономические последствия карантина, останутся компании, для которых важно работать командой в одном общем пространстве, поэтому такая потребность людей работать в одном месте или «вне дома» так или иначе останется — это запрос как со стороны сотрудников, так и со стороны компаний. «В настоящее время спрос на подобные форматы практически отсутствует из-за карантинных мер и самоизоляции, но мы ожидаем, что фрилансеры и сотрудники, работающие удаленно, вскоре устанут от домашней работы, а ряд крупных компаний начнет оптимизировать свои расходы на офисы. В частности, выбирая форматы с более гибкими условиями аренды и отсутствием капитальных затрат.

Александр Дорохов, генеральный директор коворкинга в лесу «ЭкоСокольники» также уверен, что после самоизоляции сегмент коворкингов наоборот будет востребован. «Уже сейчас мы фиксируем спрос на аренду целых столов, а не только одиночных мест. Мы уверены, что многие работодатели в связи с кризисом и сокращением расходов отдадут предпочтение коворкингам. Работа в них результативнее работы из дома по нескольким причинам: нет отвлекающих факторов (жена, дети, привычный для лежания диван); в коворкинге преобладает рабочая атмосфера (все куда-то звонят, что-то печатают) и эта атмосфера не дает слишком сильно расслабиться; в коворкингах есть переговорные комнаты, проводить совещания в которых удобнее и эффективнее, чем из дома», - пояснил он.

Константин Королев, руководитель сети коворкингов GrowUp, в свою очередь, отмечает, что корпоративный спрос падает, но краткосрочная аренда рабочих мест и переговорных комнат (на неделю, день, час) становится все востребованнее. «Люди, работающие на удалёнке, очень быстро теряют эффективность. Современные сервисные офисы с гибкими пространствами – хорошее место для продуктивного взаимодействия и коммуникации. Кроме того, у коворкингов нет фиксированных договоров аренды как в офисах. И в этом в будущем будет заключаться их конкурентное преимущество», - считает он.

Николай Антонов, управляющий партнер сети коворкингов PAGE, отмечает, что сейчас владельцы компаний видят покинутые офисы класса А, арендованные на 7-10 лет, где каждое рабочее место (сейчас пустое) обходится 10 200 – 11 400 рублей в месяц (до 136 000 в год). Они совсем не уверены, что после кризиса штат компании останется прежним. 

Многим собственникам бизнеса покажется оптимальным решением переезд в гибкий офис, где 80-90% площадей — гибкая кабинетная "нарезка" для команд из 3-5 человек, а остальное — открытые пространства для обсуждения идей и мозговых штурмов. Потому что в этом случае компания, в которой 250-300 сотрудников может с комфортом разместить 40 (включая руководителя, заместителей, руководителей подразделений, юристов и бухгалтерию). И оставить еще 30-40 свободных рабочих мест для тех, кого надо видеть не каждый день.

При такой рассадке компания потратит на аренду не 3,5 млн рублей в месяц, а всего 1,5 млн. И главное, это можно сделать прямо завтра, потому что гибкий офис обеспечивает все и сразу: оборудованные места для сотрудников, расходники, coffee-point, администратора, переговорку и лаунж-зону. Гибкий офис обладает хорошим "иммунитетом": его можно быстро пересоздать, расширить или свернуть, оперативно управлять издержками. 

Анастасия Кременчук

Источник: arendator.ru